Интернет-магазин:

+7 (343) 311-22-03 (доб. 125,112,105)

E-mail: shop@manaraga.ru

Оптовый отдел:

+7 (343) 311-22-03 (доб. 131,133)

E-mail: sale@manaraga.ru

Скальный класс: традиционное и спортивное лазание

18 ноября 2011

Автор: Александр Клёнов, Manaraga Team


Скальный класс: - традиционное и спортивное лазание исключение, дополнение и мера соотношения

 

В преддверии конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития соревновательного альпинизма» , Александр Погорелов пригласил меня к участию в ней, изложить свои мысли по поводу скального класса. Участвовать в конференции непосредственно мне не удается из-за графика мероприятий, так что эта заметка будет выставлена в качестве стендового доклада.

 

Осознанно не обсуждаю необходимость соревнований в принципе, а также общую политику ФАР и прошу в возможных комментариях тоже не уходить от непосредственной темы разговора.

 

Наверное, надо для начала понять главные задачи соревнований в принципе.
На мой взгляд, это следующие пункты:


1. Соревнования должны обеспечивать максимально возможную степень безопасности участников

2. Соревнования должны выявить сильнейших спортсменов в данном виде

3. Соревнования должны мотивировать подготовку участников, развитие и рост технического уровня спорта в целом.

4. Соревнования должны быть интересны спортсменам и по возможности зрителям и прессе, и как следствие спонсорам.

5. Соревнования должны охватывать максимально широкий круг потенциальных участников.

 

Можно насобирать еще, но, по-моему, это главное.

Поставив безопасность на главное место, перейдем к тому, что мы вкладываем в понятие скальный класс в альпинизме?

На мой взгляд, это прохождение сложнейших скальных маршрутов в красивом стиле. А что в современном альпинизме считается престижным стилем?

 

Сложная, протяженная стена, логичность маршрута, прохождение свободным лазанием, новизна маршрута/района, автономность малой группы, отсутствие долгой обработки, умение команды обеспечить собственную безопасность – критериев не так уж и много, и мы получаем важнейшее условие соревнований – прохождение одного или нескольких скальных альпинистских супер маршрутов.

 

Это можно осуществлять и в очном классе (при условии проведения в подходящем районе типа Каравшин или что-то подобное), или заочным вариантом в разных районах мира.

 

Безопасность на восхождениях можно увеличить за счет расширения сроков соревнований и сокращения общего числа зачетных восхождений. К примеру, 20 дней, ходи, сколько хочешь, но к зачету принимаются 3-4 лучших восхождения.

 

Команды, по каким-то причинам попавшие в неблагоприятные условия на восхождении, смогут сходить что-то другое, но ходить, что попало, на пределе сил, уже смысла не будет.

 

Тактика остается, но границы невезения с погодой уменьшаются, а также мотивируются к хождению более рейтинговые маршруты.

 

Ну, и, наверное, можно уменьшить влияние скорости на реальных восхождениях. Мне кажется, что разницу до дня по часам вообще нет смысла судить.

 

Глупо смотрится, когда тренер сидит под маршрутом и кричит в рацию: «Плюнь на эту закладку!!! Беги дальше! Вы уже 20 минут проигрываете лидерам!» И народ бежит, не страхуясь, плюнув на все и на безопасность.

 

Пусть у команд будет одинаковый результат, а побегают и разберутся в скорости на школе. Как вам кажется?

И еще раз подчеркну мысль: выявление сильнейших в скальном классе должно обязательно включать прохождение сложнейших маршрутов.


Пункты задач соревнований 3-5 должна обеспечивать «школа».

 

Что должна включать в себя «школа»

- Безопасность

- Владение участниками разнообразных техник прохождения скал

- Владение техникой работы с веревкой

- Умение работать в команде

- Умение передвигаться с приличной скоростью, так как скорость зачастую определяет успех восхождения в целом.

 

Изложу свое видение школы по этим пунктам.

 

Безопасность

Считаю, что все этапы школы должны проходится участниками с самостоятельной нижней страховкой и должны быть пробиты судейскими стационарными крючьями, исключающими травматическое падение.

 

Как известно, условия очных соревнований создают особый мандраж, и соревновательный азарт часто заставляет делать участников невозможные при обычном лазании ошибки, поэтому считаю недопустимым лазание «трад» в чистом виде в условиях соревнований.


Самостоятельная же страховка по пробитой трассе является базовым элементом, которым альпинист должен владеть в любом эмоциональном состоянии. Тем более, дополнительные гарантии можно получить, запретив вывязываться из связочной веревки и пользованием полуавтоматических средств страховки типа Гри-Гри. А также расположением судей вблизи станций.

 

Факторы пренебрежительного отношения к закладыванию своих точек можно преодолеть большими штрафами за выпадение точек, за срыв с повисанием на судейской точке, что будет мотивировать спортсменов даже лучше, чем угроза собственного падения с фатальным исходом.

 

Владение участниками разнообразных техник прохождения скал

Ставя во главу угла свободное лазание, не стоит забывать, что в условиях восхождения на большой стене необходимо владеть всем арсеналом стилей.

 

Внезапное изменение погоды может поставить на карту не только успешность восхождения, но и жизнь альпиниста.

 

Трасса школы должна иметь как участки свободного лазания сложности не менее 7а/7b к.тр. фр. с организацией по пути своих точек страховки в дополнение к судейским, так и ИТО уровня не менее А3 (передвижение на участке разрешить только на ИТО, без возможности нагружать судейские точки), а возможно еще и включать участок драйтуллинга.

 

Владение техникой работы с веревкой. Умение работать в команде

Этот этап должен включать классические элементы альпинизма подъем груза (или с грузом) с перестежкой, спуск по одинарной/двойной веревке, маятник.

 

Умение передвигаться с приличной скоростью

Этап более простого лазания 5/6а к.тр. фр. со сменой ведущего с произвольным лазанием, с нижней страховкой. Свои точки также необходимо закладывать и при желании возможно нагружать.
Судейские служат только для страховки.

 

Все эти элементы школы может обеспечить грамотный подготовщик трасс, правильный выбор места школы, хорошо продуманная методичка и правила судейства (В рамках общественной работы я не имею свободных средств просидеть месяц над полным описанием подобных правил и методик, так как это серьезный труд).

Участки (этапы) должны быть не менее 20-25м.
Этапы должны оцениваться отдельно с последующим итоговым суммированием, и не прохождение какого-то этапа не должно лишать команду итогового результата. При снятии команды с одного из этапов, она все равно переходит к следующему. Для удобства судейства, прессы, зрителей, спонсоров стоит рассмотреть возможность проведение школы в доступных местах у дорог и населенных пунктов. А затем выезд команд для дальнейших очных соревнований в подходящий горный район.

 

При заочной восходительской части Чемпионата – школу можно проводить в любое время (прецеденты были и достаточно успешные).



 

Считаю возможным снизить планку допуска участников к школе до 2 разряда для повышения массовости и давать отдельные медали за школу, но без присвоения разрядов по альпинизму.




Считаю возможным и правильным (для общего развития соревновательного движения) проведение региональных соревнований по этой схеме с очной школой и заочными восхождениями.

 

Считаю очную школу необходимым элементом (особенно в условиях заочных восхождений, и допуску в зачет первопрохождений в очных чемпионатах). Школа дает возможность определить судьям реальный уровень умений команды и в большей степени избежать написание недостоверных отчетов. Ведь согласитесь – если группа сходила маршруты с запредельными по отчету участками трудности ИТО и свободного лазания в осложненных горами условиях, а в идеальных условиях школы этих умений не показывает, то судьям будет проще объективно судить их восхождения.




Считаю недопустимым отказ от восхождений и оставление только «школы» под названием Скальный класс по альпинизму.

Вот такие тезисы к конференции

 

 

 

 

 

Источники: mountain.ru

Просмотров: всего 93, сегодня 1 Все новости

Акции